Педагогам
Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в наиболее важных для его развития различных сферах жизни. ФГОС дошкольного образования придает ведущее значение воспитанию личности в каждом ребенке, чему способствует комфортная развивающая предметно- пространственная среда дошкольного образовательного учреждения.
Источник: http://refleader.ru/polatyjgeyfsaty.html
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Скачать
Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту
Образование всегда было областью,
которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того,
чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена
профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации
педагога. Не являются исключением и дошкольные образовательные
учреждения. К этой категории относятся организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет.
К педработникам ДОУ (воспитателям, специалистам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:
- ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
- профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным
сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а
профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной
работе, разработке инструкций по должности и другим действиям,
касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а
профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2019 года.
Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2019 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.
Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?
Профстандарт воспитателя в ДОУ включает в себя следующие структурные части:
В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования,
какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателямотносится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:
- обучения;
- воспитания;
- развития.
В этой части профстандарта педагога ДОУ
функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются.
Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей
(«воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие
квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные
единого квалификационного справочника, утвержденного
Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел.
подлежащий введению в 2019 году, должен стать новым и эффективным
способом упорядочения работы дошкольных
образовательных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной
деятельности в них, а также добиться большей компетентности от
работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет
время…
Приказ об организации работы по внедрению профстандарта Скачать
Приказ об утверждении плана по внедрению профстандарта Скачать
Объяснение понятий, используемых в ФГОС ДО Скачать
План-график перехода на профстандарт Скачать
Комментарии к ФГОС ДО Скачать
Профессиональный стандарт Скачать
Ещё лет двадцать назад мы активно подписывались на периодическую печать, пользовались услугами библиотек. И обучаясь в профессиональных образовательных учреждениях (училище, техникуме, институте), библиотека была единственным источником, где можно было найти ту или иную книгу.
Сейчас информационный мир изменился. Можно любой журнал, любую газету, методическую литературу найти в Интернете.
На этой странице вы найдете источники периодической печати для воспитателей, специалистов; детские издания.
Электронные периодические издания для детей ДОУ Скачать
Периодические издания для педагогов Детского сада Скачать
Аннотированный каталог Скачать
Требования к оформлению работы Скачать
Трудовой кодекс Российской Федерации - основной законодательный акт, основанный на общепризнанных принципах и нормах международного права и Конституции Российской Федерации, регулирующий отношения в трудовой сфере. ТК РФ вступил в силу 30 декабря 2001, заменив собой КЗОТ РСФСР. В ТК определены основные цели трудового законодательства:
- государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан;
- создание благоприятных условий труда;
- защита прав и интересов работников и работодателей и др.
В ТК определяются основные задачи трудового законодательства, направленные на создание правовых условий необходимых для достижения максимального согласования интересов работника, работодателя и государства. Определены основные принципы правового регулирования трудовых отношений:
- свобода труда, включая право на труд;
- запрет принудительного труда и дискриминации в трудовой сфере;
- защита от безработицы;
- равенство прав и возможностей работников;
- обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы и др.
О выплате заработной платы Скачать
О методической службе в ДОУ
Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи
Важное условие успешной деятельности методической службы ДОУ – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.
Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Целями методической службы нашего ДОУ являются:
реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса; создание совокупности условий для эффективного развития ДОУ; обеспечение качества образовательных услуг в ДОУ, адекватному его статусу.
Задачи методической службы:
- обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;
- создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
- организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программ, в инновационных процессах;
- проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр.
Функции методической службы ДОУ
Играя важную роль в управлении ДОУ, методическая служба нашего детского сада выполняет определенные функции. Так, в информационно-аналитическую функцию входят:
- анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;
- вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
- оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;
- установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;
- анализ актуальных и перспективных потребностей обучающихся и их родителей в образовательных услугах;
- анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;
- поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
- изучение передового педагогического опыта.
Важнейшими функциями методической службы являются прогнозирование и планирование.
Прогностическая функция предусматривает:
- прогнозирование целей и задач деятельности ДОУ
- формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;
- проектирование процессов развития дошкольного учреждения;
- проектирование последствий запланированных инновационных процессов.
Планирующая функция. План – заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Планирование эффективно при соблюдении главных условий:
- определение уровня, на котором находится состояние работы ДОУ;
- четкое представление об ожидаемом уровне;
- выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.
Планирование и прогнозирование можно определить как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.
Структура методической службы ДОУ
Структура методической службы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.
Педагогический совет – профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи.
Рабочая группа педагогов – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми.
Временные исследовательские, проектные или творческие микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.).
Также структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения являются аттестационная комиссия ДОУ и психолого-медико-педагогический консилиум.
Три управленческих уровня методической деятельности
Методическая служба в нашем дошкольном учреждении организует деятельность на основе трех управленческих уровней:
- стратегическом,
- тактическом
- информационно-аналитическом.
На стратегическом уровне (Педагогический совет) определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция, образовательная программа, устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой детского сада и т. д.
Тактический уровень (предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские микрогруппы) представлен инвариантной и вариативной составляющими методической службы. Данные составляющие являются тем звеном, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методическим советом. На этом уровне используются разнообразные формы работы с педагогам, совершенствуются когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности.
Организация деятельности на информационно-аналитическом уровне (Педагогический совет, аттестационная комиссия) обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность используемых форм методической работы и иметь информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне. Основные направления деятельности: организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение и сравнение эффективности различных форм работы с педагогами, анализ текущих, конечных результатов деятельности методической службы. Как известно, педагог – "профессия дальнего действия". Результат педагогической деятельности длительно формируется и виден только через определенное время, что требует постоянного привнесения в нее обоснованных педагогических инноваций, обеспечивающих изменяющиеся представления о формируемом образе современного человека.
Деятельность педагогических кадров направлена:
- на индивидуально-ориентированное воспитание и обучение, сохраняющее здоровье воспитанника;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей;
- воспитание личности, формирующее духовно-нравственную сферу человека.
Работа с педагогическим коллективом
Определение задач методической службы помогло нам выбрать наиболее эффективные формы работы с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом. Ими стали активные (формирующие) формы работы, которые позволяют: максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания и опыт; создать благоприятный психологический климат в коллективе; обеспечить оптимальные условия для обмена опытом; опробовать педагога в новой роли.
Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс образования и самообразования педагога.
Критерии эффективности работы методической службы
С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба проводит самоанализ своей работы. Эффективность нашей деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.
Для этого были определены критерии эффективности работы методической службы:
эффективность для ребенка:
- положительная динамика качества обучения и воспитания;
- отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
- дифференцированный подход к каждому ребенку;
эффективность для родителя:
- положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
- готовность и желание родителей участвовать в образовательном процессе;
- высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;
эффективность для педагога:
- положительный психологический климат в коллективе;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
- качественно организованная система повышения квалификации;
- высокий уровень профессиональной деятельности.
Каждый участник педагогического процесса должен иметь представление не только о характере собственной деятельности, но и о том, какие профессиональные знания, умения и навыки ему необходимы, чтобы обеспечить развитие детей, а также сохранить и укрепить их здоровье. Здорового ребенка может воспитать только высококвалифицированный и здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта.
Таким образом, выбранная нами модель методической службы позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.